В восточной Азии есть удивительная страна: ее омывают Тихий океан, Японское, Охотское и Восточно-Китайское моря. Это - Япония, государство, чья территория - сплошные острова, протянувшиеся с севера на юго-запад. Всего их около 4 тысяч! Острова Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку самые крупные из них. Японцы называют эти четыре острова своей основной землей, ведь там проживает 98% всего населения.

Жители страны – известные всему миру новаторы и изобретатели. Благодаря мостам и подводным туннелям, соединяющим эти четыре крупных острова, Япония превратилась в единое сухопутное пространство.




суббота, 18 июня 2011 г.



В силу неких обстоятельств я очень давно не заходила в свой блог, о чём очень и очень жалею... ведь так много  не рассказала интересного,красивого.   Не рассказала о трагедии, постигшей Японию 11 февраля этого года, хотя об этом говорил весь мир.....да мало ли что можно было  показать и рассказать,.....Планов было много, но увы.... Не всё  складывается так, как нам хочется.....
Вот сейчас  даже не знаю с чего начать.... 
А расскажу - ка я вам о ка-монах - тема касается каждого  японца,  она даёт ему возможность гордится собой, своим домом....
 Ка-мон  по- японски означает "знак дома", или  проще - "мон" - знак, родовое изображение,  но этот знак не является гербом в общем смысле этого слова, так как не представляет собой геральдической эмблемы рода.  Он  является оригинальным знаком рода, семьи. человека, достаточно известного, чтобы иметь свой персональный символ - камон.
Интересна история происхождения камона.  Если посмотреть на западноевропейские гербы, то они намного эффектнее, чем японские.  Изображения  золотых, серебренных корон, скипетров, драконов и грифов, львов и орлов, мечей и секир,  подкрепленных соответствующими девизами,  дают больше пищи для размышления о владельце подобного герба, чем  скромные, в основном черно-белые, японские Ка-моны. Но тем не менее, по своему историческому значению Ка-моны не уступают  прославленным  рыцарским символам Западной Европы.  Они проще,  но эстетически изящней и  утонченнее.
Считается,  что собственной символикой первым обзавелся японский император  Суйко (554-628). Он приказал украсить свои военные флаги определенным рисунком.  Но эта попытка самоопределения в  Японии  тех лет  не закрепилась и только спустя двести лет    японские вельможи вновь обратились к обозначению семейной символики. Соперничество среди родов в то время находило выражение в романтических любовных похождениях, поэтических и художественных турнирах, в умении оценить и воспеть прекрасное. Поэтому благородные придворные для изображения семейного символа использовали не мечи и луки, а стилизованные картинки цветов, птиц, бабочек.
 В этом принципиальное отличие от европейского подхода к созданию родовых гербов, где изображались поверженные враги, орудия убийства, а собственный род чаще всего отождествлялся с хищником — воздушным или наземным.  Японцы в подавляющем большинстве случаев избегали кричащего снобизма и многоцветья, ограничивались  монохромным рисунком.    Самыми  распространенными были моны, изображавшие флору (цветы. деревья. листья, ягоду),  изображения предметов, сделанных человеком,  изображения животных , птиц и насекомых. Для  явлений природы  характерны  изображения гор,волн, песчаных дюн,молний,снега.солнца и луны.  Иногда темой мона становилось изображение предмета, находящегося во владении семьи, соседней горы, дерева или камня. Изображение  животного  выбиралось для мона в том случае, если с ним было связано какое-то семейное придание или событие.  Но достаточно часто владельцев мона привлекал не заложенный в знаке смысл, а его декоративная сторона.   Понравившееся изображение наносилось на флаги данной семьи, на некоторую утварь, паланкины, на черепицу крыши, фонари, которые вывешивались  в темное время суток  у ворот дома, на оружие, лошадиную упряжь, одежду.  Украшение  знаками стало входить в моду, а позже  перешло в  правило.     Ка-моном японцы помечают свое черное шелковое кимоно для торжественных выходов (свадьбы, похороны, официальные встречи). Гербовые знаки диаметром от 2 до 4 см наносятся в пяти местах — на груди (на каждой поле кимоно), на спине, между лопаток, и на каждом рукаве. 

Самым известным моном в Японии является изображение цветка хризантемы с 16-ю лепестками. Этот  знак принадлежит императорскому дому. Он является и государственным гербом. Эта хризантема украшает японские паспорта и банкноты.

 Обзавестись собственным моном  разрешено было далеко не каждому японскому роду.  Сначала это почетное право  монополизировали  члены императорской семьи, сёгуны и их ближайшие родственники, наиболее влиятельные  придворные.  Постепенно ряды обладателей ка-монов расширялись за счет попавших в фавор феодалов. Самураев, проявивших доблесть в бою, сёгун мог награждать лично составленным гербом или даже разрешать использовать свой -  в знак близости к дому сёгуна. Но массовым употребление ка-монов стало в Эпоху воюющих провинций (1467–1568). В вооруженные междоусобицы втянулись практически все губернаторы, феодалы, монастыри. Униформы у воинов не было, поэтому на поле боя своих и чужих можно было различать только по укрепленным у них за спиной флагам с нарисованными на полотнищах монами. Но все равно, право на ка-мон имели только придворные и воинское сословие. Ни крестьянам, ни ремесленникам, ни купцам не полагалось в то время иметь ни фамилии, ни тем более  семейного герба. Нарушать запрет решались только известные актеры театра Кабуки и не менее знаменитые куртизанки. Лишь в XIX веке, к концу сёгунского правления, богатые купцы стали исподволь ставить на своих лавках, складах и товарах собственный мон. Как правило, разрешения на это они не имели, но власти в то время смотрели на подобное нарушение сквозь пальцы. И только после Реставрации Мэйдзи (1868), завершившей период феодального развития Японии, сословные ограничения были отменены, и все желающие получили возможность обзавестись ка-моном.
  Нередко семейные моны становились символикой, торговыми марками коммерческих компаний. Всему миру известно изображение «трех бриллиантов» — некогда семейный, а ныне торговый знак «Мицубиси». Собственные моны есть даже у гангстерских группировок якудза.  Сейчас для значительной части японцев их семейные моны в значительной степени утратили геральдический смысл и, как это было во времена древнего Хэйана, служат скорее элементами эстетики, к которым в своей работе часто обращаются художники, промышленные дизайнеры. И в этом плане представляют безусловный интерес для искусствоведов.
("Япония сегодня", № 5-2005г)

Я не могла пройти мимо этой красоты и  однажды сшила  квилт "Ка-моны". Я выбрала  16 знаков и изобразила их  вот в таком виде:
 
 
А  это детали крупнее:
Цветок сливы, лист плюща

 сосна,  цветок вишни, облака, веер (это  мон гейши).  
Этот квилт я показывала на международной выставке в Риге  в 2009 году. Зрителям понравился :-)))))))

4 комментария:

  1. Ой, как замечательно....!!!!!
    Надо и себе придумать какой-нибудь КА-МОНчик!!!
    Наверно это будет симпатичная кошачья или собачья
    мордочка!!!
    Очень, очень даже интересная тема, есть над чем подумать и поразмышлять!!!
    Спасибо!!!
    В-Тина

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  3. Галина, как же жаль, что блог затих...Так интересно было читать о Японии!

    ОтветитьУдалить
  4. Галина, меня всегда завораживала эта страна и её искусство. Квилт чудесен, как и рассказ. Краски безупречно подобраны. Тонкая работа.
    Рада познакомиться с Вами и с Вашим замечательным творчеством.
    Добро пожаловать ко мне!!!

    ОтветитьУдалить