В восточной Азии есть удивительная страна: ее омывают Тихий океан, Японское, Охотское и Восточно-Китайское моря. Это - Япония, государство, чья территория - сплошные острова, протянувшиеся с севера на юго-запад. Всего их около 4 тысяч! Острова Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку самые крупные из них. Японцы называют эти четыре острова своей основной землей, ведь там проживает 98% всего населения.

Жители страны – известные всему миру новаторы и изобретатели. Благодаря мостам и подводным туннелям, соединяющим эти четыре крупных острова, Япония превратилась в единое сухопутное пространство.




вторник, 4 мая 2010 г.

Жемчужина Сето найкай


Япония - страна, состоящая  из 6852-х  островов, имеет своё внутреннее море - Сето найкай (Японское внутреннее море),  в котором, в свою очередь, разбросано  около тысячи островов разной величины. И самый удивительный из них, жемчужина островов - остров Миядзима  или остров Храма. Называют его так потому, что на нём расположен один из древнейших и самых почитаемых  синтоистских святынь Японии - храм Ицукусима.

До середины прошлого века остров считался священным и здесь, согласно синтоистским верованиям, не должно было свершаться что-то нечистое, к чему причислялись роды  или похороны. До сих пор здесь нет кладбища, и умерших увозят с острова......       До сегодняшнего дня запрещается брать с  собой на остров собак  - они могут распугать диких птиц и оленей, которые здесь не бояться людей и берут пищу прямо  из рук паломников.  Некоторые запреты  в 19 веке были отменены,  но покойников до сих пор хоронят на материке, а их родственники  могут вернуться на остров  только после ритуального очищения.
Предположительно святилище впервые было возведено в VI веке  в честь трех дочерей бога  Сусаноо-но Микото.   Богини считались покровительницами мореплавателей и до сих пор  остаются почитаемыми в синтоизме.  Кроме того, здесь  находится святилище  Окунинуси - сына бога Сусаноо и  святилище  бога Тендзина.  Тендзин - реальное лицо японской истории. Он был императорским министров. Умер в  903 году и после смерти был обожествлен в соответствии с синтоитскими традициями. Сейчас Тендзин почитается как  покровитель  учености и письменности.
За свою 14-вековую историю храм неоднократно подвергался  стихийным бедствиям.  "Пожар,  землетрясения и наводнения -  три беды народа" -  говорит японская пословица. Здание храма несколько раз реставрировалось. Нынешняя конструкция храма сооружена в ХVI веке и имеет в своей основе дизайн  1168 года, когда восстановлением святилища занялся крупный военачальник Тайра Киёмори.
Для всех синтоистских храмов характерна приблизительно одинаковая планировка. Важным элементом  синтоистской культовой архитектуры  являются тории. За ними следует парная статуя "корейских собак", которые должны отгонять злых духов. Обычный синтоистский храмовый комплекс  состоит из двух и более зданий.  Основное строение, предназначенное для ками, называется хондэн;   зал для молитвы, где находится алтарь, - хайдэн. В основном помещении  расположен синтай  (дословно - "тело ками"). Считается, что именно в синтай вселяется душа ками. Телом ками могут оказаться камень, ветка дерева. зеркало, меч  или деревянная табличка, на которой написано имя данного бога. Помимо двух основных зданий храмового комплекса, в него  могут входить и другие вспомогательные строения: зал для подношений, место для приготовления священной пищи, помещение для аудиенции, место для заклинаний, сцена для танцев  и т.д.. Между тории  и хондэн установлены  специальные  бассейны для ритуального омовения  рта и рук.  В соответствии с этими требованиями  строился и храм Ицукусима.

Свой нынешний вид храм приобрел в 1325 году.  В его  комплекс входят 37 зданий главного храма и 19 сооружений внешнего храма, соединенных между собой  мостками (галереями) общей длиной 235 метров.  В галереях храма установлено 108 бронзовых фонарей. Они служат символами подношения богам, и, внеся определенную плату, можно попросить жрецов зажечь их.  Главное  здание состоит из святилища (Хондэн), зала подношений (Хайдэн), зала очищений (Харайдэн)   и сцены для священных танцев. Все они  были выполнены в архитектурном стиле Синдэн, характерном для дворцов и вилл придворной знати в столичном Киото той поры.
Особенностью Ицукусимы является то,  что часть комплекса сооружена прямо на воде, на сваях, и когда начинается прилив, кажется,  что это сказочное  чудо с белыми стенами и красными балками  плывёт по поверхности моря.
Всю эту красоту венчают огромные яркокрасные  тори, вынесенные далеко в море - на 160 метров от берега. Они сделаны из камфарного дерева, выкрашены  суриком и составляют в высоту 13.4 метра.  Ярко-красные ворота, отражаясь в ультрамарине морской воды, создают сказочный вид..
Подойти к ним можно только во время большого отлива, когда вода уходит от берега на 300 метров.  Многие посетители  этого живописного места   оставляют  монеты в трещинах опор  тории  и загадывают желание.  Вместе с "плывущим" храмом  тории  оставляют незабываемое впечатление.
На территорию храма  можно попасть как  со стороны  города, так  и со стороны моря. Мы пойдем морем, чтобы  увидеть эти легендарные тории (хотя мы  уже знакомились с ними в первых постах моего блога)
Желающих посмотреть, а может быть и поклониться этой святыне,  так много (ежегодно остров посещает более одного миллиона туристов), что паромы с паломниками  отправляются в сторону острова через каждые 10 минут. Паромы причаливают к пирсу святилища  и  сотни людей вступают на  деревянные  мосты, стоящие на сваях. Перед самым пирсом на каменной  тумбе  стоит большой каменный фонарь.  В тёмное время суток он служит маяком.

 
 
Во время отлива к пирсу не  подплывешь, поэтому  в святилище можно попасть  со стороны набережной через мост.
В центре перед главным входом в святилище  располагается большая площадка для ритуальных танцев (вид со стороны моря на главный вход).
 (вид  площадки со стороны главного входа на море). По утрам, пропуская свой взгляд сквозь тории,  можно предаваться медитации....

  Слева и справа от  центрального входа   стоят  каменные собако-львы  (кома-ину).    Они охраняют вход в святилище, чтобы в него не проникли злые духи.
 
Главный вход  украшен  большим бронзовым фонарём.

 

   В глубине святилища располагается алтарь, где паломники могут  поклониться богу и оставить ему свои пожелания на специальных табличках, которые  вам  помогут написать квалифицированные каллиграфы.
  Слева и справа тянутся длинные  крытые  галереи, по которым можно пройти от одного святилища к другому. Общая их длина 235 метров.
 

 Одним из элементов синтоистских богослужебных церемоний являются ритуальные танцы.Специально для них в западной части храма была построена  сценическая площадка  для представления театра НО,  которая используется в священных представлениях Дзин-Но (16-18 апреля).  Площадку обрамляют два музыкальных павильона. Существующее здание театра было построено в 1568 году.  В последствии оно также перестраивалось и реставрировалось
 
Галереи и набережную соединяет  красный деревянный мост,  покрытый резными позолоченными украшениями. По нему же можно попасть в святилище утром во время отлива.
 В тихую погоду храм отражается вводе как в зеркале. И трудно понять где храм, а где его отражение

Особенно красиво здесь вечером, когда  на мосту и галереях на всём их протяжении зажигаются цепочки фонарей.
  По набережной бродят дикие олени, которые  совершенно не боятся людей  и самым нахальным образом выпрашивают  у туристов всё, что можно съесть,  а иногда просто воруют из сумок и карманов то, что плохо лежит.....:-))))   Оленей нельзя обижать, потому что они считаются священными (теперь вы понимаете, почему  на остров запрещено  приезжать с собаками :-)))
   На  фоне тории, а почему бы и нет :-))))

А так  святилище Ицукусима выглядит при полном отливе...   Можно прогуляться по дну залива, не замочив ноги, пройти  под  воротами и загадать желание,  потом вернуться домой и долго-долго  помнить эту сказочную красоту....
В  1996 году святыня Ицукусима объявлена ЮНЕСКО  достопримечательностью мирового культурного наследия.
                                                            Душистый ветерок
Не даёт мне зажечь свечу.
Храм Ицукусима.                 
                   Ёса Бусо

.
Продолжение  следует....

воскресенье, 2 мая 2010 г.

Храмы Японии

Ну раз мы чуть-чуть коснулись  вопроса  религии, то  просто необходимо поговорить   о японских храмах....    Поверьте мне, вы не пожалеете, если посмотрите и почитаете эти посты.  Есть много чудес на свете, но японские храмы -  это что такое, на что надо  смотреть, затаив дыхание,  чтобы не вспугнуть эту  божественную красоту,  тончайшее кружево из дерева, обильно украшенное  золотом, яркими красками и удивительным мастерство японских мастеров.
История храмов Японии уходит к 552 году.  Именно в это время был построен первый буддийский храм в честь изображения Будды, привезенного из Кореи.  В те времена буддизм еще не получил такого широкого  признания у всех родов Японии и храм был разрушен в  жестокой войне между родами Мононобэ и Сога.  Война была долгой и жестокой.  В результате победителем вышел род Сога, который был приверженцем буддийской религии.  Строительство буддийских храмов продолжилось. За 90 лет после этого события в Японии насчитывалось уже 45 храмов.
Все Японские храмы строились  в гармонии с окружающим пейзажем и,казалось, что  храм врастал в окружающий ландшафт и  составлял с природой единое целое.  Искусство строительства храмов было  заимствовано у Китая. Но в том же Китае  подобные храмовые комплексы не сохранились в том виде, в котором  они  есть в Японии. Кроме того, это искусство, несмотря на влияние  других стран (Китая, Кореи, Индии) , получило особый стиль, благодаря японским мастерам.
 Из религии синто  вытекают многие национальные традиции японцев, в том числе теснейшая связь японского искусства с природой, с ландшафтом.  Ведь природа - это мир духов. Поэтому, в Японии  нередко гора или лес называются храмом или святилищем, хотя там нет никакой храмовой постройки. Присутствие  самого сооружения  совершенно необязательно для того, чтобы какую -то часть природы рассматривать как нечто священное.  Поэтому синтоистские храмы всегда воздвигались не в городах, а на лоне природы, в слиянии с ней.
Святилище на горе  Мисэн
Золотой храм  просто вписан в окружающий ландшафт


Сейчас в Японии насчитывается более 75 тысяч храмов, многие из них влачат жалкое существование, находясь на грани банкротства.   Но мы не будем говорить о всех  храмах. Из  этого великолепного ожерелья мы выберем настоящие жемчужины......